Цепи поставок – это кровеносные сосуды любого бизнес-организма. Они соединяют все необходимые процессы между производством и доставкой продукта конечному потребителю.
Раньше каждой составляющей занимались только те, кто непосредственно с ней взаимодействовал: транспортный отдел – транспортом, складская служба — распределительными центрами и т.д. Сейчас цепь поставок рассматривается как несколько взаимосвязанных частей, которые взаимодействуют друг с другом, чтобы производить и доставлять продукцию клиентам с максимальной скоростью и эффективностью. Эти части все чаще объединяются в единую область логистических знаний — Управление цепями поставок (Supply Chain Management – SCM).
На практике, использование механизма SCM для предприятия означает оптимизацию всего пути движения товаров, оно позволяет контролировать каждую стадию перемещения товаров, документов, информации, учитывая все транзакции между контрагентами. Эта технология предъявляет высокие требования к организации взаимодействия внутри предприятия, между его подразделениями и с внешними компаниями, а также к уровню информационной оснащенности предприятия. Поэтому система SCM для большинства предприятий в нашей стране пока является целью, на пути к которой необходимо последовательное совершенствование всех звеньев цепи поставок.
Для каждой компании, в зависимости от ее специфики и потребностей, существует свой ответ на вопрос, с чего именно следует начинать отладку механизма SCM. Согласно управленческой теории ограничений, всегда следует начинать с поиска «узких мест» и способов их оптимальной эксплуатации. В большинстве случаев таким «узким местом» оказываются, в первую очередь, складские операции и транспортировка грузов, и компания внедряет WMS и TMS либо комплексным решением, либо по отдельности. И когда эти системы начинают работать, часто оказывается, что в кровеносных сосудах цепей поставок образуется «тромб», нивелирующий эффект внедрения WMS и TMS – это складская площадка (yard).
TMS, оптимальным образом составивший маршрут и обеспечивший прибытие транспорта до шлагбаума склада с минимальными издержками, задачу свою считает выполненной, он не будет разбираться в особенностях площадки каждого склада, чтобы управлять потоками и там. WMS решает вопросы хранения и перемещения товаров, учета его прихода и расхода, она не может управлять потоками транспорта на складской площадке, потому что там движется не товар.
Получается, что при высокой автоматизации WMS и TMS по отдельности, процесс, необходимый для их связки, остается на «ручном» управлении, или вообще никак не управляем.
Таких предприятий большинство. Им каждый раз приходится сталкиваться с такими явлениями как:
- скопление и простой транспорта;
- неравномерное и неэффективное распределение нагрузки на складские ресурсы;
- отсутствие прозрачности и контроля процессов;
- плохое информирование водителей о том, что, когда и где им нужно делать;
- слабая навигация по территории или вообще ее отсутствие;
- данные из разных информационных систем не имеют связующего звена и передаются бессистемно.
Все это порождает:
- задержки погрузки/отгрузки, а значит уменьшения их количества, т.е. недополученную возможную прибыль;
- отсутствие возможности ведения оперативного контроля и статистики о каждом изменении статуса участников, а значит нет возможности подтверждения фактов и анализа для выявления «узких мест», принятия соответствующих орг. решений;
- конфликтные ситуации между водителями, между водителями и складским персоналом, между складом и компаниями заказчиков, перевозчиков, поставщиков и других участников цепи поставок;
- хаос из машин на самой площадке и на стоянках перед ней;
- почву для различных злоупотреблений на местах.
Исходя из количества обращений к нам и их содержания, мы видим, что эта проблема уже является реальной «болью». Участники цепочек поставок теряют значительные суммы денег. Эти суммы пропорциональны периодам времени от появления транспорта у ворот склада, до выезда из них, соответственно, чем больше это время, тем больше денег теряют участники.
Из всего вышесказанного видно, что спрос на системы YMS, или как это называют в России, «умный двор», появился и стремительно растет. Рынок должен отвечать предложениями, и по логике их нужно бы ждать от систем WMS или TMS, но как говорилось ранее, от них ничего подходящего нет. И если с ТMS более-менее понятно, для них эти маленькие пятнышки (ярды) на их масштабных логистических картах просто не интересны, да и внедрение требует глубокой кастомизации, то WMS должен был предложить решение, поскольку внедряют автоматизацию склада. И действительно, у некоторых появились модули YMS, как бы в составе WMS, но они оказались далеки от требований автоматизации управления потоками на ярде. Это скорее модули фиксации крайних фактов на основе создания или изменения документов WMS. Т.е. факт прибытия – оформление документов, факт оказания услуги, списание со склада товара или его приход. Эти модули нередко имеют функцию предварительной записи, иногда даже и с тайм-слотами, но и они к автоматизации не имеют никакого отношения хотя бы потому, что приоритет не назначается автоматически, от того факта раньше, вовремя или позже приехала машина.
Так в чем же заключается автоматизация «умного двора»? Если попробовать описать максимально кратко, то это будет так.
Кто-то что-то продал/купил и это надо забрать/привезти, т.е. сформировался заказ. По этому поводу планируется авто-визит в подходящий тайм-слот с указанием всех необходимых данных. Склад готовится принять транспорт в назначенный слот. Транспорт подъезжает к складу, и его явка регистрируется. Технических способов регистрации огромное множество, в т.ч. с интеграцией со СКУД, камерами, RFID и т.д. Как правило, исходя из заказа, маршрут со всеми этапами уже определен, начинается информирование участников, что они должны делать. Сотрудники, которые должны обслуживать визит, снабжены специальными интерфейсами, где они видят всех, кто к ним приехал, и вызвать их. Администратор через свой интерфейс видит всех сотрудников, их состояние и может управлять потоком «вручную», при необходимости. Водитель получает информацию (различными способами) – куда он сейчас должен направиться. Система ведет элемент потока по всем этапам маршрута, выбирая наиболее оптимальные вариации, и, по необходимости, динамически меняя приоритет в зависимости от норм оказания услуг. Попутно, система, передает все необходимые данные другим ИС, и получает данные от них. По завершению всех этапов, система убирает элемент потока из-под своего управления, сохранив всю историю его движения.
Здесь важно обозначить, что YMS — это прежде всего человеко-ориентированная система. «Под капотом» происходит расчет сложных алгоритмов взаимодействия, а вот основное внешнее проявление — это информирование участников на протяжении всего процесса оказания услуги.
Таким образом во главе стоит услуга, ради которой происходит визит (погрузка/разгрузка). Значит, автоматизировать ярд может только мощная и гибкая система управления потоками процесса оказания услуг, обладающая разнообразными методами организации и манипулирования элементами относительно разнообразных данных, времени и приоритетов.
Такая система должна иметь универсальный интеграционные сервисы. Они должны объединить данные разнообразных ИТ систем для обеспечения бесшовного взаимодействия в целях оптимального использования ресурсов склада. Не менее важно уметь интегрироваться с любым оборудованием, необходимым для целей управления ярдом. Это может быть только многопоточная система, способная вести опрос нескольких тысяч объектов в течении доли секунды параллельно, обрабатывать эти данные, принимать решения и управлять этими объектами. Эта такая система, где каждое изменение подлежит записи в лог, а значит есть возможность мониторинга событий в режиме реального времени и управления ими вручную, по необходимости, а также получения любой статистику в виде отчета для анализа и принятия организационно-управленческих решений.
И, самое главное, это может быть только система, способная кастомизироваться под самые требовательные специфики бизнес-процессов заказчика, причем большая часть кастомизации должна достигаться гибкостью настроек, имеющихся в системе, а не за счет разработки нового продукта под каждого заказчика. Это и есть главная компетенция, которая является труднопреодолимым барьером для автоматизации этих узких участков транспортных карт. Никогда тут не будет коробочных решений, слишком разные эти участки сами по себе, разные алгоритмы движения, разные товары и способы разгрузки/погрузки, разные машины и т.д.
Общаясь с заказчиками, обратившимися к нам с ярдом, мы часто слышим, что большинство производителей очередей (а только эти производители могут полноценно автоматизировать ярд), даже не доходят до начального аудита по проекту, признаются в своей несостоятельности или нежелании вести такие проекты. А производители логистических систем, в лучшем случае, предлагают типовые решения, которые не решают и части специфичных требований процессов, и такая «автоматизация» не может удовлетворить заказчика.
У нас растет опыт проектной работы по внедрению YMS, а с реализацией этих проектов и сам продукт превратился в платформу Neuroniq.Platform, способную настройками удовлетворить большинство требований заказчиков. Сейчас мы вырабатываем уникальную компетенцию, которой «большие» разработчики не будут заниматься, а «маленькие» не смогут.